Марко Поло (marco____polo) wrote,
Марко Поло
marco____polo

Джиннистан и Атлантида

Вот мы с Вами возьмем для простоты изолированную систему из одной страны с нефтяными месторождениями, назовем ее, следуя Э.Т.А.Гофману, Джиннистаном, и из одной нефтепотребляющей страны, это, конечно, у нас будет Атлантида. Ну, а оператором нефтедобычи у нас будет «Атлантис ойл компани». Исторически со времен Гильгамеша на месте Джиннистана была пустыня, куда иногда забредали стада бродячих ифритов. Так продолжалось до самого конца XIX века, когда на берегах Серендиппского залива поселилось пришедшее с другого края пустыни племя Бану Дикобраз. С самого начала люди племени срубили единственные в регионе три пальмы и далее жили исключительно национальным промыслом по сбору бакшиша. С 1918 года власть стамбульского падишаха в Джиннистане закончилась и появился шейханат под британским протекторатом, что, впрочем, доходы местного населения не увеличило. В тридцатых годах Шейх Шестой приобрел себе автомобиль «Форд». При его получении и доставке простодушные арабы попытались засыпать в бензобак ячмень – история, прославившая Джиннистан в мировых газетах.
В 1948 году атлантические геологи обнаружили посреди пустыни нефтяное месторождение с прекрасными дебитами малосернистой «сладкой» нефти. Были привезены металлоконструкции, инженеры и бурильщики из Атлантиды, подсобные рабочие из Бомбея и Ирана. В пустыне появились буровые установки, скважины, трубопроводы, дороги с шикарными автомобилями, порт и, со временем, сверхсовременный нефтеперерабатывающий завод. На заводе инженеры и высший менеджмент были из Атлантиды, средний командный состав из Египта, Сирии, а также из палестинцев потолковее, ну, а пролетариат на черных работах из Ирана, Пакистана и Индии. Местных джиннистанских уроженцев тут можно было найти либо в кресле генерального директора, либо в военизированной охране. Тем временем, Джиннистан стал независимым и послал своего представителя в ООН. Теперь деньги на это у Шейханата были. Роялти за добычу нефти от «Атлантис ойл» поступали исправно, а после 1973 года шейхские кассиры просто не успевали записывать цифры на счетах в Ситибэнке, Париба и Дойчебанке. Новый глава независимого государства стал подумывать о покупке на свое имя острова Манхэттен. Впрочем, он делился и со своим народом. Всякий благороднорожденный араб-мужчина из племени Бану Дикобраз от рождения получал право на персональный Мерседес, стипендию для обучения в любом дорогом университете мира по его желанию и пожизненную пенсию в пять тысяч динаров. Для девочек эмир давал в подарок персональную паранджу от кутюр. Совет улемов постановил, что залежи нефти стране послал Аллах в награду за благочестие и высокую нравственность ее правителей и народа. A джиннистанский министр по нефтяным делам ходжа Ибн Феллах Абу Бедуин в интервью корреспонденту Нью Йорк Таймс после сессии ОПЕК в Вене сказал: «Аллах послал нас научить Западный Мир правильной жизни, скромности и почитанию святынь». Не будем сейчас упоминать о щедрых вливаниях шейханатских динаров в кассы палестинских террористов, афганских муджахедов и прочих воинов Аллаха.
И вот, представьте себе, море у берегов шейханата вдруг стало абсолютно непроходимым для танкеров, а строительство трубопроводов до портов в других странах натолкнулось на неодолимые природные препятствия. Ну, или, допустим, то же самое произошло у берегов Атлантиды. Больше в порты Атлантиды не поступал ни один баррель джиннистанской нефти. Парижские философы и московские тележурналисты немедленно предсказали скорый крах атлантической валюты и гибель экономики. Собственно, атланты и сами почувствовали себя неуверенно. Большими тиражами стали выходить книги, предсказывающие скорую гибель цивилизации.
Ну, скажете вы, атлантические покупатели добавятся к жаждущим кувейтской или саудовской нефти, цены на лондонской бирже несколько возрастут. И все. Но вы забыли волшебное слово «изолированная». Других производителей и других покупателей на рынке нет. То есть, Атлантида осталась без нефти, а Джиннистан без сбыта своих углеводородов.
Дальше решающее значение имеет темп этой пертурбации. Если она происходит мгновенно, т.е. за два-три года, то весь автомобильный парк и значительная доля энергетики атлантов оказываются мертвыми, недвижимыми и не дышащими. Для экономики это катастрофа не меньшая, чем Великий Кризис 20-х годов ХХ века. И выходить из пике придется целому поколению, как и во времена Рузвельта. Если же поступление джиннистанской нефти будет снижаться до нуля на протяжении десятилетия, то, пожалуй, развитая страна справится с этим без социальных катастроф и заметного падения жизненного уровня. Если мы с вами удалимся от нашей изолированной системы лет на двадцать, то, вернувшись из путешествия по Вселенной, мы увидим, что дороги страны заполнены автомобилями, трубы заводов и электростанций дымят, понадеемся, что умеренно и без выброса СО и других опасных компонентов. А пресса более всего обсуждает ближайшие муниципальные выборы и, на научных страницах, проблемы глобального потепления.
Оказывается, что ученые и инженеры Атлантиды с их давними традициями разработки новых технологий неплохо поработали за эти годы. Созданы методы горизонтального бурения и гидроразрыва пласта, позволившие добывать нефть и газ из сланцевых пластов на юге страны. Это обеспечило примерно половину потребностей страны в моторном топливе и мазуте. Остальное дают новопостроенные установки по ожижению бурого угля, которого всегда было много в стране, но добыча которого очень упала к началу XXI века, вытесненная сравнительно недорогой нефтью. Ну, пришлось, конечно, придумывать и строить новые эффективные установки по очистке промышленных сточных вод и дымовых газов. Пришлось также принять очень жесткие требования по снижению расхода топлива и уменьшению выбросов к автостроителям. Тем понадобилось поднапрячься, но нынче проблема уже решена.
Если же мы взглянем на Джиннистан, то и в первом, быстром и во втором, медленном вариантах результат один. Все следы внешней как-бы цивилизации исчезли с лица страны, дороги рассыпаются без ремонта, машины еще есть, но выглядят они как на Кубе – обломками кораблекрушения. Все иностранные специалисты давно уехали – им нечем платить, а свои ... в общем, гордость страны, сверхсовременный нефтеперерабатывающий завод нынче превратился в груду металлолома. Сам глава шейханата и его ближайшее окружение живут пока что достаточно сытно, распродавая свои заморские инвестиции, ну, а рядовые бедуины опять выглядят как во времена Полковника Лоуренса – оборванными и тощими, как скелеты. Ну, а о том, чтобы поучать народы правильной жизни или о том, чтобы кормить и вооружать Воинов Аллаха в других странах и вовсе пришлось забыть.
Мы никак не претендуем на то, чтобы этот скромный текст считался притчей, но понимаем, что в его конце должна быть какая-то мораль. Но вот какая? Приходится положиться на читателя – может быть, он сумеет сформулировать.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments