Марко Поло (marco____polo) wrote,
Марко Поло
marco____polo

Category:

Верность и Измена

Лет, наверное, двадцать назад сижу я вечером, уставший, в номере цюрихской гостиницы. Идти никуда не хочется, дай, думаю, включу телевизор. Немецкий язык я к тому времени начал успешно забывать, по-английски только и узнал, что «файн», «джин-тоник» и «эгэйн». Так что могу идти на любой канал, мне все едино. Оказался французский. Показывают какой-то костюмный фильм из средневековой жизни. Вдруг вижу – на берегу реки стоит конная группа каких-то арабов. Нормальные средневековые арабы, в чалмах и бурнусах, с саблями. Вдруг с противоположного берега реки скачут какие-то всадники неарабского вида, переправляются через воду, выезжают к тем мусульманам и начинают обниматься.
Ну, тут я все понял. Это, значит, был Сид Кампеадор, который как раз переехал от своих кастильцев к маврам эмира Сарагосы Муктадира. Я и задумался ... можно, конечно, менять присяги и знамена, переходить на службу врага, но вот ухитриться при этом остаться национальным героем ... это, действительно, фокус. Случай это нечастый, но, прямо скажем, не единственный. Возьмем хоть князя Андрея Курбского, тот благополучно перебрался в Литву, служил до конца жизни тамошнему суверену. И хоть в национальных героях России не остался, но память о нем держится не как о подлом предателе, а как о человеке, спорившем с самим Иваном Грозным.
Еще сразу приходит на ум Диди Моурави – Георгий Саакадзе из многотомного романа Анны Антоновской. Этот за биографию послужил всем в округе – и картлийскому царю, и иранскому шаху, и турецкому султану. И у Антоновской как-то так все выведено, что этот полководец-«летун» совершал все свои смены убеждений и воинств из самых благородных соображений.
Между прочим, как Сид, так и Великий Моурави имеют свою литературу, свои киноленты и свои памятники. У первого это знаменитая средневековая поэма «Песнь о моем Сиде», трагедия Корнеля, тот самый английский фильм 1961 года, который я смотрел в Цюрихе и еще игровые и мультфильмы, конная статуя в Бургосе, а у второго те самые шесть толстеньких томиков русского романа Антоновской, свои грузинские стихи и пьесы, фильм, снятый Михаилом Чиаурели в 1942-м году, где Моурави и его жену играют великие артисты Акакий Хорава и Верико Анджапаридзе. Конная статуя посреди Тбилиси тоже в наличии.
Но как же, они ведь перебегали со стороны на сторону, это вроде бы считается недостойным воина поведением? Ну, видимо, не все так просто ... Может быть, дело в том кому изменяли эти персонажи. Действительно, и кастильский король Альфонсо, и картли-кахетинский царь Теймураз, и уж конечно русский царь Иван IV были совершенно выдающимися сукиными детьми, без сомнения покушавшимися и на жизнь помянутых полководцев. В этих условиях можно, наверное, поставить для себя вопрос так, что бунтуешь не против Отечества, а против его подлого правителя.
Но вот какое дело: товарищ Сталин тоже был достаточно похож на Сатану. И неугодивший ему военачальник должен был – тому есть примеры – умереть намного болезненней, чем в предыдущих случаях. И без сомнения – с женами, детьми, близкими и друзьями. Но оправдать этим генерал-лейтенанта Власова все же не хочется. И дело даже не в том, что он сотрудничал с совсем уж злодейской империей Гитлера. Атаман Краснов тоже сотрудничал и пускался при этом во все тяжкие. Ну, и повис в итоге на той же виселице, что и Власов. Но вот такого отвращения, как Власов, он все же не вызывает. Он с большевиками воевал с самого начала, еще с Гатчины, никогда им не служил и с ними не мирился. Тут измены нету. А что с нацистами вместе – так и Маннергейм, скажем, воевал на той стороне, а подонком его не назовешь.
Так вот и остается у меня недоумение по вопросу «смены присяги». Так, наверное, никогда и не приду к какому-то определенному мнению.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments