Марко Поло (marco____polo) wrote,
Марко Поло
marco____polo

Categories:

Старик Хоттабыч и джинн Факраш-эль-Аамаш

Я прочитал книгу, которую и давно собирался посмотреть – но все руки не доходили. Речь идет о «Медном кувшине» Ф.Энсти – той самой английской книжке, откуда Л.Лагин позаимствовал идею «Старика Хоттабыча». Началось с того, что мне попалась на глаза запись передачи о лагинской книге на радио «Свобода», где много говорили о параллелях между «Хоттабычем» и «Мастером и Маргаритой». Действительно, в одно и тоже «расстрельное» время конца 30-х в прозаической, озабоченно-деловой Москве появляются два волшебных персонажа, Воланд и Гассан Абдурахман ибн Хоттаб и начинают демонстрировать свои сверъестественные способности замотанным бытом советским людям.
Ну, однако, ничего удивительного тут, мне кажется, нету. Время было полно рекордов, удивительных строек и человеческих превращений. Повышенная вероятность появления чудес в эти годы отмечена как отечественными летописцами, так и иностранными визитерами от Барбюса до Фейхтвангера.
Но мне стало вдруг интересно сравнить поведение джиннов и реакцию простых людей на это поведение в разные исторические эпохи: маршевые комсомольские пятилетки и чопорное время викторианства. О существовании книги Энсти я знал очень давно – но, как сказано, все было не до этого. Ну, а тут я скачал текст «Медного кувшина» из Флибусты на свой Киндл. И начал читать.
Я боялся, что будет занудно ... нет, действие развивается вполне приличным темпом. В общем, прочёл с удовольствием. Конечно, от любимой с детства лагинской истории отличается довольно сильно – как сильно отличается жизнь и все ее реалии у московского пионера 1938 года от того же у молодого лондонского архитектора конца XIX века.
Но есть много общего. Прежде всего то, что и Волька, и Гораций Вентимор мечтают более всего о социализации своих джиннов, приучении их соблюдать обычаи и процедуры, стиль того времени, куда они попали, выйдя из своих кувшинов. В принципе и пионер, и архитектор не возражают против того, чтобы что-то поиметь от волшебных возможностей своих спасенных. И Гораций, правду сказать, не отказался бы от рубинов величиной с мяч для регби – но как объяснить окружающим, обществу откуда он их взял? И Волька с Женькой тоже ведь безропотно отправились в арктическую прогулку на ледокольном пароходе «Ладога», хотя уже достаточно велики, чтобы понимать отсутствие у себя заслуг, достаточных для такой редкой экскурсии – им только не хотелось бы, чтобы в Центральном экскурсионном бюро читали письма простодушного Хоттабыча о том, что в его силах «сделать их князьями или шейхами, царями или королями, знатнейшими из знатных, богатейшими из богатых, могущественнейшими из могущественных». Ну, действительно, такое в СССР 1938 года звучит странно, не соответствует стилю времени.
Скажем прямо: Волька и Женька преуспели в воспитании своего старого джинна, гораздо больше, чем Вентимор. Они почти сразу переодели старого араба в более подходящую веку одежду, «новую пиджачную пару из белого полотна, украинскую вышитую сорочку и твёрдую соломенную шляпу-канотье», что к слову, превратило его в старого еврея из Одессы или вообще с причерноморского Юга. Они сумели внушить старику главную добродетель советского и вообще социалистического человека – страсть к образованию. Ничего этого у лондонца не получилось. Это его переодевали в древнеарабский наряд, да и внушить Факрашу удалось только веру во всемогущество лондонского лорд-мэра. Уже и это оказалось хорошо и дало возможность избавиться от старика, который вполне добровольно вернулся в свой сосуд, чтобы только избавиться от гнева лорд-мэра.
Но, конечно, твердое убеждение Лагина в том, что его герои – это люди совершенно новые, лишенные слабостей человека предыдущих общественных формаций, для нас сегодня, когда мы совершенно точно знаем, что эксперимент в конечном счете не удался, звучит немного наивно. Ну, тем не менее, и книга о Хоттабыче, и изумительная радиопередача 50-х годов с волшебным голосом Литвинова, и старый кинофильм, где для джинна находят рабочее место в цирке, остаются в золотом фонде советской детской сказки. Через пару лет покажу кино младшему внуку – должно понравиться.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments