Марко Поло (marco____polo) wrote,
Марко Поло
marco____polo

Categories:

КАРНАВАЛЬНАЯ НОЧЬ - стратегия за Огурцова

Ну, я, кажется, не сноб.
Я это к тому, что в моем представлении в кино, к примеру, "КАК" сделано, очень важно. Но "ЧТО" - важнее.
Мне нравятся фильмы Тарковского, Параджанова ... но великими из послевоенных фильмов я ощущаю "Москва слезам не верит", "Белое солнце пустыни" и, пожалуй, "Карнавальную ночь".
Каждый из этих фильмов о какой-то очень важной стороне советской жизни.
"Москва" - о существовавшем, взаправду существовавшем в Советском Союзе бесклассовом обществе. Ну, что, смог бы сегодня слесарь Гоша не только познакомиться и "впасть в любовь" с генеральной директоршей комбината "Красный ситец", но и не догадываться при этом - с кем имеет дело? По ее автомобилю, по квартире в элитном доме, по образу жизни.
То есть - и тогда многие "умели жить". Когда мой отец, директор НИИ из Уфы побывал в Ташкенте на Совете Директоров и в квартире своего узбекского коллеги - получил некоторый шок и ироническое замечание от коллеги московского - "Ну, понял теперь как должен жить советский ученый?"
Но все-таки при расхождении "кое-где у нас порой" официально объявленных норм жизни с реальными - случай Гоши тоже представляется не совсем исключительным. Я не говорю, что это хорошо, уравниловка метастабильна, это, собственно, и прикончило СССР, а не интриги ЦРУ. Но памятником того образа жизни и остался фильм.
"Солнце" - о судьбе русско-советского прогрессорства На Востоке. Тут тема так огромна, что я умолкаю, просто ее наименовав.
А "Карнавальная ночь" - об Оттепели. И везде, где в искусстве возникает оттепельная тема - появляется и зажимщик-бюрократ-ретроград Огурцов и противостоящие ему веселые изобретательные эрудированные ребята, умело старика компрометирующие в глазах публики и Высшего Руководства, покрывающие его позором за устарелые приемы и незнание передовой лексики и ... ну, по всякому. Это уж зависит от того, насколько удастся показать Наверху, что от старого дурака одни убытки. Иногда удается - в упомянутом фильме, в Понедельнике, Начинающемся В Субботу, в финале Сказки О Тройке, в Кавказской Пленнице, в милой кинокомедии "Дайте Жалобную Книгу". Иногда - ну, тоже примеров немало.
Ключ тут, как сказано, в том, чтобы представить зажимщика-консерватора идиотом в глазах Руководства. Помните директора завода товарища Телегина в "Карнавальной Ночи"?
Ясно, что по итогам кинофильма он отправит Огурцова на пенсию, а Леночка Крылова будет новой заведующей клубом. Хорошая продуманная стратегия, жуткая энергия, изобретательность в интригах и подначках, умелое использование личного обаяния и женской привлекательности.
Но вот какая мне пришла в голову мысель: Леночке помогать не надо, во всяком случае - в данном сюжете. Она справится.
А вот можно ли придумать стратегию для Огурцова, в которой ему удалось бы все эти Леночкины плюсы нейтрализовать?
Мне пока более ничего не пришло в голову, кроме как выйти Серафиму Ивановичу после того, как ему нанесли решающие удары - споили лектора, подкинули в карманы рулон мануфактуры, чтобы скомпрометировать перед начальством, заперли в лифте, провалили в люк, провезли над сценой в ящике - выйти ему на сцену и сказать гоголевскими "проникающими словами": "Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?"
Ведь которое десятилетие - и Любовь Орлова над ним измывалась, и под душ Шарко загоняли в фильме "Безумный день". Сам, можно сказать, что Жертва Культа Личности - так многоразово над ним сам Вождь с соратниками потешались.
Ну, Лену этими словами, конечно, не прошибешь. Эта девушка, закаленная харьковским рынком, на слезу не поддастся. Откована из чистой молибденовой стали. Я пару таких в жизни встречал, одна тоже из народа, другая - дочь члена Политбюро, но у обеих были и обаяние кипучей энергии - и полная, не ведающая исключений и жалости целеустремленность.
Но главный Ленин боевой помощник монтер Гриша Кольцов ... он, думается, мог бы и тормознуть, при всех своих конкретных планах насчет любви и дружбы. Все-таки, есть в нем некоторая слабина в смысле - "если враг не сдается, то ...". Какой-то остаточный гуманизьм.
Да и другие. Тот же пожилой бухгалтер, трогательно млеющий в адрес немолодой плановички, а потом декламирующий с подковыркой басню о тупом медведе на балу. Мне так представляется несколько сомнительным, что бы его не проводили на пенсию в ходе реорганизации клуба после окончания сеанса. Новая метла, знаете ...
Да и директор Телегин, не исключено, увидит некую аналогию. Под него, сами знаете, тоже успешно копает Главный Инженер Бахирев в в исполнении Михаила Ульянова.
Глядишь - старик еще бы годик поскрипел до принудительной пенсии.
Мне так кажется.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 36 comments