Марко Поло (marco____polo) wrote,
Марко Поло
marco____polo

Вот я вообще повспоминал.
Была какая-нито религия в моей жизни до 1990 года? И какие наблюдения были потом?
1. Ну, я-то рос совсем в нерелигиозной семье, если не считать того, что вера моего отца, вообще-то очень умного и образованного человека, в то, что Партия И Правительство, если не сразу, так со временем в любом деле разберутся и примут верное решение, была, практически, религиозной. Но вот этого - Высшего Существа у нас не полагалось. И деды-бабки тоже так. Оба деда, и тот, в беседах с которым я вырос, и тот, который умер до войны, были еще в царское время социалистами и безбожниками. Ну, без воинствующего атеизма, конечно. Дак они и не большевики оба. Один эсер, другой социал-демократ-меньшевик
И вокруг себя ничего такого не наблюдал. Ну, вот муфтий на "Волге" мимо ездил или в газете "Правда" фото митрополита Крутицкого и Коломенского Николая в составе делегации - так при чем тут религия или, скажем, Бог? Казённые люди, должность у них такая, как у любого среднего Начальника есть должность и место в президиуме.
Пару раз в ВУЗе сталкивался с ситуацией, когда всем партийно-комсомольским миром линчевали девушек, про которых открылось, что они ходят в церковь или в баптистский молельный дом. Изгоняли из ВУЗа.
Ну, чем я им мог помочь? Но чувствовал себя мерзко, поскольку я-то - комсомолец и оно от моего имени делается. Хотя неприятности у этих верующих девушек никак меня к сотворенности Мира не склоняли. Я-то обходился и досе обхожусь без этой гипотезы.
2. в 16 лет мы с дедом поехали по родственникам на Урале, в Свердловской области. Среди прочего познакомились с одним троюродным дядей, который недавно вернулся. Сидел за веру пять лет. Он-то по Старой Вере, а говорили родные, что на него донес местный поп из казенной церкви. Ну, бывает. У поэтов или профессоров тоже не без стука, как раз тогда кое-то узналось на волне Реабилитанса.
3. На втором курсе зимой поехали мы со Славкой Петровым покататься на лыжах в Салаватский горный район в Башкирии, в село Ярославка. Более или менее случайно познакомились с там с местным попом отцом Николаем и его попадьей Галиной. Чуть старше нас ребята, украинцы, он окончил после армии училище в Каменец-Подольске, вот прислали. Галя все тосковала по вишне-черешне-абрикосам, нас угощала варениками.
Мы спрашиваем: "А чё ж вас сюда занесло?" - "Ну, кто учился уж очень хорошо или у отца-ректора в любимцах - тем и приходы получше, а я на лучше не выучился". У нас потом долго формула про отца-ректора была в ходу.
Что поразило: приходит какая -то замшела бабуся из прихожанок за помощью. Не по духовной части - у нее паяльная лампа не работала. Сами знаете - на деревне без паяльной лампы никуда. Что поросенка опалить, что колья обжечь, да мало ли ... Ну, он ее разобрал, повозился - оказалось, что вода в бензин попала, замерзла и забила трубку. ", Ну, однако, думаю, вряд ли бабке удалось бы за помощью к секретарю райкома Комсомола обратиться, не говоря о райкоме КПСС.
В общем, понравился мне парень, зауважал я его. Но насчет Высшего Существа - все без изменений. Обхожусь без этой гипотезы.
4. В армии мы подружились с одним военврачом Володей. Парень кончил 2-ой Медицинский в Москве и его загребли на 25 лет. Меня-то обещали через два года отпустить, а его - и не проси. Как ни пробовал - никак, не отпускают. Разве дезертировать - но тогда посадят.
Я тоже снял койку у его квартирохозяйки Бабы Химы, великой женщины. Эта - не та безрукая праведница, о которой писал Солженицын, а очень боевая бабка. Я о ней еще напишу когда-нибудь. Великая труженица и большого ума человек.
Как-то мы с Володей сидим вечером, пьем бабыхимин потрясающего качества самогон, а дело на Пасху. Она кулич-то испекла, хоть и была совсем неверующая, но ведь кулич навряд ли имеет какое-то отношение к Создателю Вселенной. Но вот к национальным традициям - прямое. Вдруг Володя завелся - давай, мол , поедем в Благовещенск в собор кулич святить. Завелся и остыл.
Я уж много лет спустя подумал, что были мы с ним полные лохи. Ведь вот он - выход из Советской Армии был! Представляете себе - старший лейтенант Кульков в парадной форме с куличом в соборе. Сажать не за что, а и держать такового старлея в армии по тем временам было б нельзя. А вдруг он, сука, религиозную агитацию среди воинов разведет?!
Все равно, как сейчас бы какой-нибудь полковник отказался б от освящения казармы на том основани, чтоэтого в Конституции нет. Главнокомандующий ручку целует, а ты, сука, брезгуешь!!
И финдык.
...
Не доперли вовремя! Задним-то умом и все крепки.
5. Решительно никто из моих знакомых до того, как было велено веровать, в религиозных каких-либо убеждениях замечен не был. Ну, теперь-то многие сообщают, что с детства ... но, видно, в ту пору - или нынче - маска уж очень сильно к лицам прирастала. Так что я всем этим новоправославным верю, конечно. Но руку на отсечение за ихнюю религиозность не дал бы. Кто уж правда верил - мог бы и тогда сказать. Я бы не продал, да уж тогда за это и не так сильно карали. Ну, в должности бы обошли - это да!
6.После уже армии лет через пять я познакомился с христианским Священным Писанием. Знаете, такое карманное издание на очень тонкой бумаге издания Библейского Общества. Ну, не РПЦ же?! Те свою задачу знали, отклонений себе не позволяли.
Подарила мне одна милая женщина, работавшая в Советском посольстве в Африке. Провезла в дипвализах.
Очень большое впечатление. Великая Книга. Читал и перечитывал по многу раз, причем Евангелье гораздо чаще, чем Тору, Ветхий Завет. Знаю, что Евангелье жестоко отбирала и наказывала провозящих его в Союз та организация, которая нынче правит в РФ.
Ну, договорились как-то. Не наше дело. Сейчас-то неразлейвода.
7. В Институте Органической Химии АН СССР .. ну, тут я себя ж и процитирую:
Был у нас в институте однажды скандал по причине развития в СССР ранее не существовавшей социологической науки. Проводила какая-то сука анонимное анкетирование под крышей Октябрьского райкома. Им кандидатские сочинять, а в нашей конторе неприятности – на два вопроса плохая статистика ответов. Большинством голосов наши ученые ответили «да» на вопросы: «Может ли мужчина грубо обращаться с женщиной?» и «Может ли член партии посещать церковь?»
Пришел какой-то деятель из райкома, собрали трудящихся от академика до лаборанта, начал он нас всех лечить. А надо Вам сказать, что в 30-х годах почти всем академическим институтам навесили по проблемной лаборатории, чтоб заниматься прямой пользой для народного хозяйства. В ИОХе им. Зелинского это было подразделение по лесохимии, или, как его любовно называли ученые – лаборатория проблем стоеросовой химии. Ну, и заведующий этой лаборатории традиционно был секретарем парторганизации института. В наше время это был к.х.н. Ёлкин Николай Васильевич, что, конечно, всех радовало еще больше.
Начали они с райкомовцем в два голоса на эту тему читать проповедь про неправильные ответы и низкий уровень сознательности. А в ИОХе был среди прочего совершенно беспартийный доктор наук Смит Вильям Николаевич, причем при таких фамилии и имени он еще был по национальности венгр, что, согласитесь, уж вообще ни в какие ворота не лезло. Он-то это дело и прекратил, задав встречные вопросы.
«Вот Вы, – говорит, – товарищ сверху, никогда-никогда женщину не ударите?» - «Никогда!» – «А если это Фанни Каплан бежит, сделав свое черное дело?» – «Но это же совсем другое!» – «А в анкете это как-то оговорено?» – «Но ... а ... мэ ... . Ннет», – «Какие претензии?» – «А Вы, товарищ Ёлкин, на конференцию в Париж ездили?» – Тот сознался. – «В Соборе Парижской Бога Матери были? Между прочим – действующая церковь!» – «Но это же памятник архитектуры», – «В вопросах это как-то учитывается?»
Тем и спаслись, спасибо мистеру Смиту за солдатскую смекалку.
8. Часто приходится слышать, что Россия - страна православного и верующего большинства. Не знаю, не социолог, да и на Родине бываю наездами. Но хорошо помню, что при Начальнике-коммунисте и все более или менее были коммунистами, комсомольцами , в крайнем случае- сочувствующими. Не сразу, конечно, году в в 18-м вполне классово-сознательные люди еще бывало, по рассказам, кулии ели и младенцев крестили.
И тем не менее понимающий момент человек, В.В.Розанов писал, что всё - и страна, и вера развалилось в три дня.
Лет через 8-10 - а уж тем более через пятьдесят религиозный дурман оставался по отчетам, никак не менее надежным, чем нынешние сообщения о поголовной православности, уже уделом старушек, как родимое пятно. Велик ли процент крещеных в 50-60-х годах? Вот у татар обрезание делали практически всем сыновьям, от отцов-кандидатов философских наук и до секретарей обкомов. У мусульман вера, конечно, покрепче.
Потом также в три дня слинял Коммунизм. Начальник взял свечку и пошел в храм. И все за ним. Все же уже 16 лет прошло с того момента, если взять аналогию с Соввластью - так 1933 год на дворе. Конечное дело, что госмировоззрение и по телику, и в школе и где хочешь.
А ну, как еще раз все сменится?
9. Тем не менее, нет сомнения, что Большинство, может и не совсем уже воцерковлено, но уж никак не на стороне Науки и агностицизма. Собственно, оно и в коммунистические времена, особенно под конец, верило не столько Материалистистическому Диалектизму, сколько в число 13, черных кошек, инопланетян, чакры и т.д.. Так что и претензий к РПЦ быть не может. Не было б её - свято место пусто не бывает - были б на этом месте Харя Кришны, Белое Братство, Аум Сенрике и т.п. Те же бы люди горячо и гневно все эти братства поддерживали против академиков. Было б много хуже.
Так что, как говорил Панглос: "Всё к лучшему в этом лучшем из миров". Все же Уфимский епископ пишет укорительные письма Эрнсту по поводу пропаганды оккультизма на ТиВи. Вполне разумно.
А от Хари Кришны этого бы не дождаться, думаю.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments