Марко Поло (marco____polo) wrote,
Марко Поло
marco____polo

Categories:

ЗАГАДКИ МАЛЬЧИША КИБАЛЬЧИША

О чем мы тут? Да, конечно же – о роли личности в истории. Кажется, что в Урянхайском крае на ту пору, о которой мы говорим, было три таких личности, способные влиять на историю. Двое русских, уже упомянутые нами члены РКП(б) Сафьянов и Кочетов, и еще один тувинский нойон по имени Буян Бадыргы Монгуш. Брокгауз-Ефрон именуют нойонов дайнанами и пишут:
Дайнан, или князек, обладает обыкновенно большими стадами скота и табунами лошадей, как и более богатые из его подданных; большинство терпит нужду и живет в экономическом рабстве у первых. Многие не имеют возможности обзавестись семьей; жилищем их служат юрты, обложенные ветвями и древесной корой, а главной пищей — орехи, коренья и лиственная кора. Богачи и князьки живут окруженные многочисленною челядью, накопляя в сундуках дорогие уборы и безделушки из сердолика, ляпис-лазури, нефрита и других ценимых ими камней и проводя время в безделье, доходящем у некоторых до того, что слуги кладут им пищу в рот.
Ну, этот был не из таких. Рожденный в семье пастуха, смышленый и обятельный мальчик был усыновлен нойоном Хемчикского Даа-кожууна. Как нынче пишут: «отличался остротой ума, большим чувством собственного достоинства, прекрасными манерами и склонностью к разумным компромиссам». Как иллюстрацию к теме о «некультурных урянхах» добавим, что он кроме родного тувинского свободно говорил по-русски, по-монгольски, по-тибетски и по-китайски, читал на санскрите (буддист же!). Как можно понять, европейская цивилизация ему тоже не была отвратительной. Во всяком случае, враги попрекали его тем, что в его доме «чистота, часы и граммофоны». В 1908 г., после скоропостижной смерти приемного отца, он в 16 лет становится клановым вождем - Даа-нойоном. Даа – это западная часть Тувы, не так далеко от кочетовского села Атамановка. В 1912-м, после Синьхайской революции, когда потерявшие своего пекинского повелителя нойоны начали суетиться в поисках нового хозяина, Буйян Бадыргы оказался среди «русофилов». Есть подозрение, что как раз он сочинял обращение к русскому царю Николаю с просьбой о покровительстве, подписанное урянхайским амбын-нойоном, «имеющим от Дайцинского государя чин корпусного командира и павлинье перо и от Великого Российского государства белого государя – одну золотую медаль для ношения на шее и орден Св. Станислава второй степени».
Когда упала и эта империя, он пытался лавировать между белыми, красными, китайцами и монголами, но, конечно, полностью угодить сразу всем невозможно. Однако, от большого кровопролития свой клан и свой край он спасал, как мог. Но вот пришел 1921 год, когда все внешние силы, кроме одной, рассеялись. Надо было ложиться под force majeure. Нойон, конечно, понимал, что в запланированном его новыми большевистскими друзьями будущем для него лично места нет, как нет места и вообще для нойонов и, можно ожидать, буддийских лам. Поиграются, пока полностью не утвердятся, а уж тогда ...
Он говорил чуть позже: «настало время аратов, они правят страной, а нам надо уходить». Но, а что делать сейчас? Может быть, удастся что-то оставить, ведь Москва там далеко, за Саянами, а здешних начальников удастся уговорить не слишком быстро переворачивать тувинскую жизнь? Он принял решение. Председательствовал на Учредительном Хурале, стал премьер-министром Танну-Тувинской Народной республики и Генеральным Секретарем Тувинской Народно-революционной партии, пытался и начальников оставить с чувством глубокого удовлетворения и Туву в старых традициях.
Но, сколь веревочке не виться, а слово не воробей – поймают и вылетишь.
В 1929 году вернулись молодые волчата, им же посланные на учебу к тому самому тов.Шумяцкому в Коммунистический Университет Трудящихся Востока, и обучившиеся там всем премудростям белого человека. Буян Бадыргы был смещен со всех постов и исключен из партии за злостный левый уклонизм. Как бы ни был умен и хитер высокоученый нойон, а против Диалектического Материализма не устоял.
В тюрьме он писал трогательные, судя по переводам, стихи на тибетском, посвященные своей жене и родной стране, с жалобами на человеческую неблагодарность и злобность. А в 1932-м его расстреляли, поскольку, кроме троцкизма и бухаринского правоуклонизма, выявился еще и заговор с целью присоединения Тувы к Японской империи.
------------------------------------------------------------------
Но пока, в 1921-м, он жив, провел в июне собрание видных людей западных кожуунов, где, собственно, и проживает большая часть тувинцев. Приняли решения, что «Мы, представители ... находим, что единственным, самым верным и лучшим путем дальнейшей жизни нашего народа будет именно путь достижения полной самостоятельности нашей страны. Решение вопроса о самостоятельности Урянхая в окончательной форме мы переносим на будущий общий урянхайский съезд, где будем настаивать на нашем теперешнем постановлении. Представителя Советской России просим поддержать нас на этом съезде в нашем желании о самоопределении».
В августе, 13 числа, в урочище Суг-Бажы, открылся Всетувинский Учредительный Хурал представителей всех девяти кожуунов Тувы. Одних тувинцев там было около 300 человек. Плюс: делегаты Краевого совета русского населения, Особоуполномоченный Сибревкома И.Сафьянов, представитель Монгольской Народно-Революционной партии с редкой для тех мест фамилией Мартинелли, различные советские и монгольские функционеры и, среди прочих, командир объединенного партизанского отряда Тувы С.К.Кочетов со своим начштаба тов.Квитным. Кстати, и место это – Суг-Бажы, на самом деле находилось на окраине села Атамановка (ныне - Кочетово), где и жил Сергей, где находились командование и штаб его отряда. И охрану съезда несли, конечно, его молодые партизаны.
Открыл мероприятие своей речью Сафьянов, а далее председательствовал как раз Буян Бадыргы-нойон. Повестка дня заслуживает, на мой вкус, приведения в полном виде. Предложил ее Сафьянов от имени русских участников, но, конечно, учтены были и тувинские предложения.
1. Информация о политическом положении во всем мире, России, Монгoлии и Танну-Туве. 2. Самоопределение Танну-Тувы. 3. О равноправии граждан Танну-Тувы. 4. Народное образование. 5. Религия и права духовенства. 6. Медицина. 7. Экономическое возрождение Танну-Тувы. 8. О правосудии. 9. О защите границ. 10. Реорганизация власти в сумоне, хошуне и во всей стране. 11. Выборы правительства Танну-Тувы. 12. Выборы Советов хошунов и сумонов. 13. Выборы народного суда. 14. Об отдельных хошунах и сумонах, не принявших участия в Хурале. 15. Об объединении Ойнарского и других хошунов. 16. Местопребывание правительства Танну-Тувы. 17. Отношение Танну-Тувы к Советской России. 18. Отношение Танну-Тувы к Монголии. 19. Взаимоотношение Танну-Тувы с русской Советской Колонией Урянхая. 20. О заселении Урянхая новыми русскими колонистами. 21. Концессии на ископаемые всех видов, на рыболовный, звериный, лесной и другие промыслы. 22. О выселении колонистов. 23. О спорных русско-тувинских делах. 24. О торговле. 25. земельный вопрос. 26. Текущие дела: а) о городьбе покосов и пашен; б) порядок обследования потрав; в) меры борьбы с воровством, кроме судебного наказания; г) запрещение чаcтныx сделок между урянхами и русскими на землю и покосы; д) о праве пребывания граждан Кореи на территории Танну-Тувы и е) о всеобщем празднике в честь самоопределения Танну-Тувы.
Tags: Мальчиш-Кибальчиш
Subscribe

  • Окончание истории о Мальчише-Кибальчише

    14. СМЕРТЬ НА ЧУЖОЙ СТОРОНЕ Так или иначе, но воинство Бакича было разбито наголову. И важную роль в этом сыграли молодые партизаны Кочетова. Хотя…

  • О МАЛЬЧИШЕ

    Передает нам эти слова Кочетова тоже совсем небезынтересный человек. Помните, были анонсированы появления в нашем сюжете финна и еще одного, кроме…

  • Мальчиш-Кибальчиш (продолжение)

    Художник, действительно, замечательный. При желании, с его живописью можно в Сети познакомиться в "Каталоге произведений алтайских художников". Там…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments