Марко Поло (marco____polo) wrote,
Марко Поло
marco____polo

Categories:
Еще про один фильм.
Третьево дни смотрели с женой в деревенском кинотеатре "Войну Миров".
Внучка смотрела летом, кое-что не поняла - пришлось купить ей карманное издание, чтобы прочла роман.
Нынче дошло и до нас, кинотеатр от нас почти в пешеходном расстоянии, старенький - так что билеты по два доллара. Зал почти такой же, как тот, в котором я со своей бабкой Дорой в 1950 году смотрел "Тарзана".
О фильме.
Спилберг, конечно, большой человек - но фильм обречен быть лажей изначально. Поставить его в декорациях романа - не отобьешь деньги на сьемку. Кому так уж интересен Лондон конца XIX века - тому не нужны войны миров. Значит - нужен современный НьюЙорк и Том Круз в качестве героя. Но тогда вопрос - о чем роман?
У Уэллса - столкновение технологий. Намек викторианцам, что не всегда их техника и технология войны будет соотноситься с вражеской так, как в Судане и Матабелеленде. Действительно, герой и его случайные собеседники воспринимают марсиан, как махдисты британцев с их пулеметами и прочими шайтан-машинами. Прочее, включая кровопийство марсиан - пропаганда для подчеркивания ихней бесчеловечности. Предвестие рассказов прессы о гуннских ужасах в Бельгии спустя немного лет.
Что же есть у марсиан против людей?
Боевые отравляющие вещества (черный газ) - за четверть века до Ипра, лучевое оружие - за сорок лет до инженера Гарина и почти за век до Рональда Рейгана, боевые бронемашины, не на гусеницах, а на треножниках, но все же! аэропланы они, помнится, строили, но не успели применить.
Плюс, и это главное, внезапность.
Этого всего вполне достаточно против бравых томми, пулеметов Максима, полевых трехдюймовых орудий и миноносца "Сын Грома" с тогдашними
20 узлами.
Спилберг направил это все против армии США начала XXI века.
Ну и получилась, правду сказать, лажа.
Психологичности особой тут ждать и не приходилось, детские глаза, остановившиеся от ужаса - так я и Хичкока не сильно люблю, пугать неожиданностью Зла людей, однажды утром увидевших по СНН Одиннадцатое Сентября - занятие излишнее.
А именно Война Миров совершенно неправдоподобна. Ну, полицию конкретного сабарба все эти страсти могут и должны обратить вместе с населением в панику, но там, где в бой идет армия ... я лично, как налогоплательщик, сразу возмутился.
Где крылатые ракеты?
Где - ведь опасность крайняя - ДэвиКрокетты с ядерным боеприпасом?
Где, - спрашиваю вас, - МатерьБомб?
Не может быть, чтоб все израсходовали на скоротечную Саддамовскую войну!
Где спутниковое слежение?
Что это такое, что рядовой необученный Том Круз, простой реднэк с мостового крана, должен вести собственноручно вести военные действия то с помповым ружьем, то с парочкой случайно ухваченных гранат против альенов, как в каком-нибудь XIX веке?
Я, хоть и не Станиславский, а все одно не верю.
Напакостить ТАКИЕ альены могут, конечно, не меньше, чем любой Бен Ладен. Но и не больше.
Для того, чтобы воспроизвести ужас столкновения с действительно Форс Мажор, который неподдельно есть у Герберта Уэллса и в радиопостановке Орсона Уэллса (брал в нашей поселковой библиотеке летом запись той постановки, слушали вместе с внучкой) - Спилберг должен был бы снабдить пришельцев техникой, настолько же превосходящей нынешнюю, насколько техника уэллсовских марсиан превосходит викторианскую.
Но, во-первых, это, все-таки, надо быть Уэллсом, чего от спилберговских сценаристов ожидать можно не более, чем коллективного поэтического дара на шекспировском уровне.
А во-вторых, оружие ТАКОЙ силы может быть воспринято человеком уже только как природная катастрофа (подсказка моего сына, с которым я обсуждал фильм).
Как Катрина.
Или как несколько уже позабытое публикой за пределами района бедствия прошлогоднее цунами 26 декабря.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment