Марко Поло (marco____polo) wrote,
Марко Поло
marco____polo

Categories:
ВОЗДУХОПЛАВАНИЕ

Коли честно говорить, так всякие международные дела от Чучхелии до Чхурчхелии и вспоминать не хочется. Единственно, утешают Штаты. То, что, как оказалось, "калаш" был паленый, джунглевого контрафактного производства Народной Республики Каннибалии, почему и заел после первого же выстрела, так что детки в школе и даже учителя остались живы. Свезло на этот раз.
Про Отечество же ... aut bene, примем такой подход, aut nihil. Это - о политике, криминалистике и прочем. Но зато утешает рубрика "Наука и техника".

Вот ведь какую интересную новость сообщил ИТАР-ТАСС:
Уральцы построят дирижабли для освоения Приполярного Урала
05/10/2006 12:31:08
ЕКАТЕРИНБУРГ, 5 октября. /Корр.ИТАР-ТАСС Дмитрий Васильев/. В Свердловской области разработают и станут строить дирижабли для реализации проекта "Урал-Промышленный - Урал Полярный".
Как сообщили сегодня в пресс-службе министерства промышленности Свердловской области, по инициативе областного правительства уральские промышленники и ученые начали формировать производственную базу для серийного производства дирижабля. В настоящее время рассматриваются вопросы кооперации с зарубежными производителями этих летательных аппаратов.
В министерстве промышленности считают, что дирижабли помогут в освоении Приполярного Урала. Они преодолевают от 3 до 30 тыс км, им не нужны взлетно-посадочные площадки, а автономность полета достигает нескольких суток. Дирижабли, снабженные различными модулями - грузовыми, пассажирскими, медицинскими, пожарными, являются универсальным транспортным средством. По мнению специалистов областного министерства промышленности, энергетики и науки, мощная интеллектуальная и индустриальная база Свердловской области может обеспечить производство дирижаблей всеми необходимыми сплавами, материалами, аппаратурой и агрегатами.
В 1980-х годах в Верхней Салде /Свердловская область/ было создано специальное конструкторское бюро по проектированию дирижаблей, где работали специалисты КБ им. Камова. Однако после распада Советского Союза эти работы были свернуты.


Не знаю, как вам - мне это сообщение привело на ум сразу несколько обрывков из ранее наблюденного в прессе - и в жизни.

***

Ну, что все горе с воздухоплаванием заключилось в "распаде Советского Союза" и что нельзя, повидимому, успокаиваться, пока кремлевское начальство снова не сможет назначать начальство рижское, ташкентское и, что нынче самое актуальное - начальство тбилисское ... это без обсуждений. Я не психиатр, эта тематика - не моя.
Хотя - не вижу, все-таки, связи. Что - дирижабель нужен был именно для полетов в союзные республики? Скажи просто - "когда кончились бабки, работы были свернуты". А кончились они, все-таки, никак не из-за отделения Эстонии либо Украйны. Либо нужно признать, что кормили РСФСР и платили за дирижаблестроение вот эти все: балты, молдаване, азербайджанцы. Мне что-то так не видится. Просто - себестоимость нефтедобычи повысилась, цена на рынке одновременно упала. Одной единственной зауральской области стало не под силу прокормить всех с ложками "от Паланги до Магадана". Пришлось отбрасывать хотя бы нацокраины, как ящерке-геккону - хвост.
Аллах с ими, однако. Я и то помню, что наши КБ из оборонного комплекса готовы были давать любые обещания. Память нынче у всех короткая, как клип. 95% населения уверены, к примеру, что вклады в сберкассах в 1991 году замораживал нелюбимый Гайдар, служивший в ту пору в завлабах. Так что, думаю, уже все позабыли, как "ящичная" публика в начале 90-х бралась без сомнения заделать буровые платформы для Карского(!) моря, способные устоять при подвижках трехметрового льда. Возглавлять этот трудовой подвиг должен был, помнится, академик Велихов. Ну, это вообще царь Мидас! До чего ни коснется, все рано или поздно превращается в говно. Тогда, конечно, и цеппелины находились в списке прожектов. Причем характерно - у меня и сомнений нет, что технически эти ребята могли сделать многое из того, что обещали. Но уж стоило бы это! Дешевле привезти с Луны.
Тут сразу вспоминается любимая история моего московского приятеля Бориса Борисовича. Высмотрел он в те года в "Известиях" интервью с каким-то свежерассекреченным академиком. Бойкий репортер задает ему вопрос о "красной ртути". Помните, была такая утка на исходе Советской власти? Большой ученый пожевал губами и честно ответил, что "не бывает". Подумал и добавил: "Но можно сделать, если немедленно открыть госзаказ и выделить финансирование".

***

Вернемся на Урал. То есть, даже на Полярный Урал, куда нас приглашает министерство свердловской промышленности. Кстати, как вам-то смотрится город Екатеринбург Свердловской области? Или город Петербург Ленинградской? Или Калининградский государственный университет имени Иммануила Канта? У меня там племяшка учится - а то б не поверил.
Так вот - о географии. Каким образом умение дирижаблей "преодолевать от 3 до 30 тыс км" должно помочь им в освоении Полярного Урала, до которого от Ебурга ненамного больше одной тысячи? Не очень понял. Потом, есть обстоятельство, неизвестное, как кажется, ни московскому журналисту, ни уральским чиновникам. Дело в том, что Полярный Урал - один из очень немногих (из трех, по правде говоря) регионов Российской Арктики, где есть железная дорога. Известный по песне путь Ленинград-Воркута продолжен тут до обского поселка Лабытнанги ("Лабытки" по-местному). Вот как раз он переходит через заполярное продолжение Уральских гор в поселке Харп, более знаменитом по Платону Лебедеву. Так что - дорога там в наличии. Впрочем, может быть - у екатеринбуржцев карта с рельсами есть, но они полагают, что разрабатываемый летательный аппарат будет способен экономически конкурировать с железной дорогой?
Интересное начинание, между прочим. ((С) Фазиль Искандер)

***

Честно, скажу, что особое знание местности и не считаю специальным признаком Власти На Местах.
Вот тоже был случáй с моим личным участием. Дело было году в 96-м. Я тогда консультировал одну английскую фирму по нефтетехнологическим делам. Благо находилась она, точнее, ее московское отделение, в двух кварталах от моего дома. Я жил тогда на Безбожном переулке, нынче снова Протопоповском, а они - в сборно-щитовом бараке на пустыре, угол Астраханского и Грохольского. Дело, собственно было так, что нужно было для них придумать технологию транспорта высокозастывающей нефти одного печорского месторождения. Задача была интересная, платили неплохо, командировками на Север меня не напугаешь - с удовольствием проработал год, пока решили проблемку.
А однажды, перед очередной командировкой в Печору, захожу я к ним и встречаюсь со старым нижневартовским приятелем Витей С..
- Слушай, у меня к тебе дело на десять миллионов.
- Зайчиков?
- Да нет - зеленых. Ты Сашу С. помнишь?
Помню, конечно. Последний был у нас в городе Первый Секретарь. А почему это секретарь горкома КПСС для меня - Саша? Ну, он же не всегда им был. До того был секретарем парткома обьединения газопереработчиков, мы с ним часто встречались, на вертолете летали на аварию, когда зимой 83-го в тайге перемерзла труба сжиженного газа. Он духовно окормлять борцов с гидратами, впрочем, без партийного надрыва, а по-честному - узнать, не надо ли беззаветным героям чего от обьединения? Там за две недели целый поселок ликвидаторов образовался, типа - Комсомольск-на-Гидрате. Интересно, знаете ли. Там же коммунизм был, все для трудящихся бесплатно, вроде как нынче на курорте "олл инклюзив". Еда, курево ... только ханка под запретом. Хотя - когда там один пролетарий по невезухе свалился в яму, полную метанола, так ему, на моих глазах, в медвагончике мало того, что два стакана водки поднесли, так еще и внутривенно вводили пятипроцентный раствор спирта. Все по инструкции, единственный способ спасти жизнь и зрение при метанольном отравлении.
Ну, я-то летал отобрать пробы из продуктопровода, чтоб посчитать - много ли еще надо этой отравы вводить в трубу? Так у меня с собой было, конечно.
Потом пришли иные времена, Перестройка, тюменская "бархатная революция" со свержением персека обкома Богомякова - С. сам говорил мне: "Понимаете, Сергей, я хотел бы уйти в хозяйственники. Вся эта политика не для меня".
- Помню, конечно. А что?
- Знаешь, он сейчас в Энске. У NN главным помощником по нефтяным делам.
- Ну и хорошо. Рад за него.
- Он меня просил с тобой поговорить. Они там хотят построить установку по переработке нефти, вроде той, что вы покупали в Шугар-Сити. Нужен твой опыт по техзаданию и заказу. Хорошо заплатят.
- Это можно. Хотя, ты знаешь, я считаю, что такие малые (на 100-300 тысяч годовых, вроде того, что давеча рекламировал Путин для Кабарды) установки годятся только для Крайнего Севера. Как наша на Самотлоре. А для нормальных условий Большой Земли не катит. Слишком много ляжет на каждый литр бензина удельных капвложений и текущих затрат. Сам знаешь - закон Нельсона, затраты при нефтепереработке идут в степени ноль семь от производительности.
- Ну - хотят заказчики! Для уверенности в будущем. Я поговорил - Интернейшонал Петролеум кредиты даст за долю в деле. Сделаем ЭсПэ.
-Что, Энск решил от России отделяться? У них губернатор известный чудак - он может. Ну, ладно, а нефть они где возьмут?
- Из нефтепроводов.
- Каких нефтепроводов?
- Магистральных, проходящих по территории области.
- Но по Энской области нет нефтепроводов.
- Как нет?
- Молча!
Я красивым жестом открываю портфель и достаю вдесятеро сложенную схему. Как раз сегодня утром мне ее в Транснефти подарили. Друзья-то старые, еще по давним авариям.
- Вот, смотри!
Карта, конечно, полкомнаты заняла. Ползали по ней, ползали - нету, оказывается! В соседних областях есть, а Энская - как сиротка!
- Что же вы, ребяты, проекты раскручиваете, бабки у буржуев ищете, а есть ли труба по жизни - не проверили?! Я уже тоже с твоих слов губы раскатал на грядущий гонорар, а теперь что - на паперть?
- Ну, извини, промашка вышел! Буду сейчас Саше звонить.
- Ладно, передавай от меня привет.

***

Вы только не поймите так, что я вообще против воздухоплавания.
В детстве "Пять недель на воздушном шаре" это любимая была книжка. И в Реальности полетали однажды с внучкой над Ютой - замечательная штука этот баллунинг. Только что от пламени над пропановой горелкой лысину маленько припекает, а так - кайф! Виды потрясающие. С аэропланом не сравнить.
И еще, я один раз в давнопрошедшие времена на этой идее, на летательных аппаратах легче воздуха, заработал пятьдесят рублей. В ту пору - обломные бабки, полумесячная зарплата молодого специалиста, да и взрослому -неплохой вечер в ресторане с подругой, либо даже с двумя, если без выпендрежа. Дело было так, что я приехал на ученый совет в головном институте. Приехал, прямо скажем, из Нижневартовска, унты, конечно, предварительно снял, хоть и велик соблазн - прямо так, в мехах, как Смок Беллью, выйти перед уважаемыми членами. Но все же, апрель - это в Западной Сибири (или, как нынче выяснилось, тоже и в Иллинойсе) зимний месяц, а на Кубани почти уже летний. Ну, доложился, потом пару раз посидели с коллегами, обсудили предстоящее июньское обследование и продегустировали ихнее домашнее вино под поросятинку. А заодно выяснилось, что в институте проходит конкурс на "Безумную Идею".
Надо сказать, что наш директор был большой любитель научно-технического прогресса. Из тех, что может удушить его в обьятиях. Достаточно сказать, что, когда на нашу контору, как и на остальных краснодарских научников, первый секретарь крайкома Товарищ Медунов навесил работу для сельского хозяйства, мы заделали "огневой культиватор". Идея была в том, что по полям нужно возить пропановый баллон на колесиках вместе с горелкой. Пламя обращено, естественно, под колеса и выжигает затаившихся в почве вредителей сельского хозяйства. Как оказалось при испытаниях - вместе с гумусом. Не пошло.
Прошу прощения за отклонение от темы, но впоследствии, в ходе Перестройки, в прэссе много писали о том самом Товарище Медунове. Будто бы, он был главным конкурентом ставропольского секретаря Михал Сергеича по ихней партийной карьере. Ну, естественно. У того Кисловодск, у этого Сочи. Но в этом случае нам еще сравнительно повезло.
Говорят, что идею деалкоголизации СССР придумал даже не Горби, а, наоборот, Егор Кузьмич. Будто бы, у Кузьмича кто-то из родных насмерть спился - не то папа, не то мама. Вот он и ... Сомнительно, но не будем спорить. Я это к тому, что Медунов, как стал Первым Секретарем крайкома, так сразу запустил в дело Борьбу С Курением. В городе и на колхозно -совхозных полях над дорогами везде возникли перетяжки в стихах.
Как щас помню:

Если ты любишь родную Кубань,
Дымом табачным ее не погань!

И еще:

Исчезнет пускай на века
Удушливый яд табака!

Это при том, что табачные плантации Краснодарского края были, оставались и остаются, сколько знаю, поныне самыми большими в России. План заготовок, слава землеробам, выполнялся и перевыполнялся. Ордена давали. Нее, кто при Советской власти не жил - тому не представить!
Вернемся, однако, к нашему конкурсу. Требовалось - и обещаны были: Первая Премия - стольник, две Вторых по пейсят рэ и три Третьих по двадцатипятирублевке - выдвижение настолько безумных идей, что nes plus ultra. Без оглядок на отсутствие в Природе и, соответственно, в Народном Хозяйстве СССР нужных для реализации материалов и технологий. Прдполагалось, что разбуженная научной фантастикой мысль заодно наткнется и на что-нибудь вполне реализуемое и очень полезное для переработки нефтяного газа.
Исходило это от тогдашнего слогана, что "Нужны Идеи". Мне однако, казалось, что где-где, а на нашей Родине идей больше, чем надо. Просто, с одной стороны, некому их реализовывать, проще-то новую идейку кинуть, чем старую своими руками до ума доводить. А с другой стороны, все эти инновации никому нахрен не нужны, только мешают спать и во сне видеть полный парадиз.
Так что меня тут привлекла не романтика научно-технического творчества, а морковка в виде денежной премии за ничего не делать - просто исписать, по условиям конкурса пол-страницы - страницу от руки.
Ну, прямо скажу, что на первую премию в сто рэ я не потянул. Получил ее наш ученый секретарь, человек совершенно сверхэнциклопедических познаний в разных не особенно конкретных отраслях науки и жизни. "Кандидат, - как говорили злые институтские языки, - географических наук". Это, положим, была клевета. Он был к.э.н., с диссертацией, правда, по районированию чего-то индустриально-экономического. Я почему знаю? Когда я еще был дитя, так он уже был ученым секретарем, но не в Краснодаре, а в Уфе, в институте моего отца. Так что я его знаю ... ну, как говорят, "всегда".
Мужик вообще вполне приличный и ко мне, может, в силу хороших жизненных воспоминаний о своем предыдущем директоре, благоволил, все давал мне полезные советы, как бойчей ориентироваться в институтских интригах. Сам он знал и любил это дело, как никто, но мне его уроки жизни были не в коня корм. Ну, об этих идиллических временах советской науки повспоминаем как нибудь погодя.
А сейчас должен признаться, что моей рацухе до предложения Исаака Моисеевича было как до неба, недаром у них в жюрях, говорят, и споров не было. Написано было на тетрадном листке в клеточку, что "Во многих областях науки и техники с успехом применяются для интенсификации массобмена поверхностно-активные вещества. Предлагается применить такие вещества и при переработке нефтяного газа Западной Сибири. Может быть полезный эффект". Точка.
Вот хрен возразишь! Может!
Подозреваю, однако, что он с успехом адаптировал для получения первого места и ускорения НТР старую байку моего отца. Александр Сергеевич неоднократно раз с удовольствием вспоминал, как в бытность свою главным инженером предприятия п/я 417, ныне это называется "Уфанефтехим", получил на рассмотрение рацпредложение одного мастера из демобилизованных офицеров: "Поднять октановое число бензина, выпускаемого на установке "Луммус" на два пункта". Далее довольно подробно обьяснялось, как от этого всем будет хорошо. Ну, не поспоришь! Вызвал он изобретателя к себе и спрашивает:
- Ну, а как поднять-то? На два пункта. Вы же суть новации не изложили.
- Но мое дело предложить, а как - вы тут все инженеры, вы и думайте. Вон вас сколько!
Между нами, ситуация отличается от виденной хотя бы и мной многократно исключительно должностью, которую занимает новатор.
Замените "мастера" на "министра" или хоть на "начальника главка" - ситуация становится совершенно рядовой. Как это у них принято было говорить: "Я дал указание институту обсчитать мою идею". Но тут могу только отослать к собственным этнографическим заметкам о начальниках.
Мы же вернемся к моей рацухе, занявшей второе место на безумном конкурсе. Я исходил из предположения, что где-то в тайге есть месторождение с годовой добычей в десять миллионов тонн нефти и, соответственно, в миллиард кубометров нефтяного газа. Ну вот, трубу для нефти построили, а для газа - нет. Типичная картина, скажу вам по секрету.
Куда газ девать? На воздух не выпустишь. Хрен с ним, с "парниковым эффектом", но ведь взорвется! Проще всего - тут же и сжечь. Но картина факелов огорчает взгляд начальства. Ладно бы до космической эры, залетит "Локхид У-2" фотографировать такое дело - так собьем. А спутники-то сбивать не принято. И живи с неприятным ощущением, что на ближайшей встрече в верхах Рейган тебе скажет; "А факела-то у тебя, Лека, горят! У меня такой бесхозяйственности не бывает". И будет прав, собака! Поэтому нефтяной газ надо бы куда-то с глаз убрать. Еще лучше, конечно, чтобы как-то использовать.
Всего этого я, конечно, не написал, но имел в виду. Предполагая, что и читатели моего предложения, в общем, в курсе, поскольку институт и называется ВНИПИГазпереработка. А написал я, что для решения проблемы надо бы на промысле, все-таки, построить установку осушки и отбензинивания газа. Воду убираем, тяжелые углеводороды частью закачиваем в нефть, частью вывозим автогужевым транспортом. А метаном постепенно наполняем сваренную тут же на месте из завезенных заготовок пластиковую оболочку. Как наполнится - выбираем денек с удачным направлением ветра и отправляем аэростат на Большую Землю. Там его ловим, присоединяем к трубе и направляем газ на народнохозяйственные и бытовые нужды.
Молекулярный вес метана - 16, воздуха - 29. Делим, множим, вычитаем, семь на ум кладем - получается, что каждый кубометр метана дает подьемную силу около шестисот граммов. Вполне хватит не только на оболочку, но и на подцепить к воздушному шару какие-то грузы. Всего у нас за год накопится, с учетом местного потребления газа примерно шестьсот миллионов кубометров. Обьем шара - четыре третьих пи эр куб. Еще покалькулируем и получаем диаметр нашего баллона - чуть больше километра.
Представляете, какая красота, когда наш шарик плывет над тайгой!
Писал я это, естественно, под некоторой мухой и был совершенно счастлив, когда жюри не обиделось на мою заявку, а даже вот - наградила суммой для прощального ужина перед возвращением в Нижневартовск к сухой прозе жизни.

***

Но это как бы мой личный вклад в борьбу за дело Крякутного-Монгольфье, а вот однажды я наблюдал ...

(Продолжение следует. Может, и сегодня)
Tags: dirizhabel
Subscribe

  • Окончание истории о Мальчише-Кибальчише

    14. СМЕРТЬ НА ЧУЖОЙ СТОРОНЕ Так или иначе, но воинство Бакича было разбито наголову. И важную роль в этом сыграли молодые партизаны Кочетова. Хотя…

  • О МАЛЬЧИШЕ

    Передает нам эти слова Кочетова тоже совсем небезынтересный человек. Помните, были анонсированы появления в нашем сюжете финна и еще одного, кроме…

  • Мальчиш-Кибальчиш (продолжение)

    Художник, действительно, замечательный. При желании, с его живописью можно в Сети познакомиться в "Каталоге произведений алтайских художников". Там…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments

  • Окончание истории о Мальчише-Кибальчише

    14. СМЕРТЬ НА ЧУЖОЙ СТОРОНЕ Так или иначе, но воинство Бакича было разбито наголову. И важную роль в этом сыграли молодые партизаны Кочетова. Хотя…

  • О МАЛЬЧИШЕ

    Передает нам эти слова Кочетова тоже совсем небезынтересный человек. Помните, были анонсированы появления в нашем сюжете финна и еще одного, кроме…

  • Мальчиш-Кибальчиш (продолжение)

    Художник, действительно, замечательный. При желании, с его живописью можно в Сети познакомиться в "Каталоге произведений алтайских художников". Там…