Марко Поло (marco____polo) wrote,
Марко Поло
marco____polo

Categories:
Вот с детства у меня было сомнение по поводу Тараса Бульбы. Кибриковские рисунки, конечно, хороши, но текст слов оставлял какое-то недоверие - а так ли уж хорош герой?
Собственно, и автор как-то не очень налегает на его идеальность. Это в советском школьном курсе его как-то всё совмещали с Ковпаком и другими украинскими персонажами недавно прошедшей Великой Отечественной войны. А вообще-то типичный, по нынешнему сказать, полевой командир Хаттаб. Помните, в "Адьютанте его превосходительства" тоже такой есть, в исполнении Папанова: "Буду я над вами делать экскремент..."?
Если б Гоголь Н.В. его посчитал идеалом - стал бы он "давать параболу" через Чичикова и компанию к своим идеальным персонажам, добродетельным мужам и девицам, пред которыми "мертвыми покажутся ... все добродетельные люди других племен"? Сразу бы и ...
Нет, для забрасывания в тыл врага - хорош, почти как описанный позднее братьями Стругацкими "джинн, выдержанный в заточении не менее трех тысяч лет". Но какая-то червоточинка чувствуется.
Дел, однако, много, не всегда до литературоведения. Некоторую версию насчет этого персонажа выдвинул Михаил Веллер. У него обозначено так:Они же там всех режут, и это так, значит, замечательно, когда они режут; а вот когда их режут, это ужасно и мерзко. То есть когда они бьют - это хорошо и похвально, а когда их бьют - это плохо. Сплошной гимн дружбе и интернационализму! Сплавали за море пожгли турок - молодцы. Порезали поляков - молодцы. Евреев потопили - молодецкое развлечение. Жиды трусливые, жалкие, грязные, корыстные и пронырливые, и их потуги спастись от смерти вызывают только смех. Полезная для школы книга. Особенно полезно ее изучать, наверное, именно евреям, полякам и туркам. Удивительно гуманный образец великой русской классики.
Нет, все-таки.
В школе, может быть, и правда не стоило бы, но затей какой энтузиаст это убирание из программы - так на этом мероприятии будет в десять раз более высокая волна ксенофобии.
А если выйти за порог школы: так нельзя же требовать, чтобы Бульба поднялся выше уровня украинского XVI века, а Гоголь - российского XIX-го.
Нельзя же персонаж обличать в несоответствии тому, что он не признает.
Не, не в политкорректности тут собачка прикопана. Хороший писатель Веллер, можно сказать - практически Майн Рид, но не Белинский. И не, прямо скажем, Гегель. Зря он чужие шляпы примеряет, лучше бы рассказы писал, очень у него хорошо получается.
А вот сегодня вспомнил сюжет, проверил по тексту - кажется, понял, где тот сучок-задоринка.
Помните - речь он говорит своим муджахедам: "Нет уз святее товарищества". Так прямо и режет - ставит эти узы выше родственных.
А по факту - в джихад-то он ушел, чтобы отомстить полякам за смерть одного своего сына и соблазнение панной другого на измену. Нет, камень не кинешь. Нет уз святее родственных, это извращение, жуткая напасть раннесоветской жизни, когда мужья вызываются расстреливать собственных жен, а сыновья отрекаются от отцов через газету, когда им товарищ начальник ближе и роднее, чем любимая и родители. Так что - не вдаваясь в обычай мстить совершенно не имеющим отношению к твоему горю людям - понять его можно. Ну, а вот эти гиперболизации - "нет святее" - они уж от пиара.
Реальному-то Сагайдачному было, судя по его боевому пути, не так важно, кого именно грабить: нехристей турок с татарами или вполне православных москвичей. Тоже, наверное, вдохновлял своих бандитов какими-нибудь красивыми речами. Только, учитывая место и время их произнесения у Донского монастыря в середине сентября 1618 года, упирал, наверное, не столько на православную веру, в данном случае общую и для тех, кого грабят, и для половины грабителей. Звал, небось, постоять, как положено в товариществе, за законного московского государя королевича Владислава.
Какая разница - какие лозунги?
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 33 comments