Марко Поло ([info]marco____polo) wrote,
@ 2007-12-11 20:35:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
КАРНАВАЛЬНАЯ НОЧЬ - стратегия за Огурцова
Ну, я, кажется, не сноб.
Я это к тому, что в моем представлении в кино, к примеру, "КАК" сделано, очень важно. Но "ЧТО" - важнее.
Мне нравятся фильмы Тарковского, Параджанова ... но великими из послевоенных фильмов я ощущаю "Москва слезам не верит", "Белое солнце пустыни" и, пожалуй, "Карнавальную ночь".
Каждый из этих фильмов о какой-то очень важной стороне советской жизни.
"Москва" - о существовавшем, взаправду существовавшем в Советском Союзе бесклассовом обществе. Ну, что, смог бы сегодня слесарь Гоша не только познакомиться и "впасть в любовь" с генеральной директоршей комбината "Красный ситец", но и не догадываться при этом - с кем имеет дело? По ее автомобилю, по квартире в элитном доме, по образу жизни.
То есть - и тогда многие "умели жить". Когда мой отец, директор НИИ из Уфы побывал в Ташкенте на Совете Директоров и в квартире своего узбекского коллеги - получил некоторый шок и ироническое замечание от коллеги московского - "Ну, понял теперь как должен жить советский ученый?"
Но все-таки при расхождении "кое-где у нас порой" официально объявленных норм жизни с реальными - случай Гоши тоже представляется не совсем исключительным. Я не говорю, что это хорошо, уравниловка метастабильна, это, собственно, и прикончило СССР, а не интриги ЦРУ. Но памятником того образа жизни и остался фильм.
"Солнце" - о судьбе русско-советского прогрессорства На Востоке. Тут тема так огромна, что я умолкаю, просто ее наименовав.
А "Карнавальная ночь" - об Оттепели. И везде, где в искусстве возникает оттепельная тема - появляется и зажимщик-бюрократ-ретроград Огурцов и противостоящие ему веселые изобретательные эрудированные ребята, умело старика компрометирующие в глазах публики и Высшего Руководства, покрывающие его позором за устарелые приемы и незнание передовой лексики и ... ну, по всякому. Это уж зависит от того, насколько удастся показать Наверху, что от старого дурака одни убытки. Иногда удается - в упомянутом фильме, в Понедельнике, Начинающемся В Субботу, в финале Сказки О Тройке, в Кавказской Пленнице, в милой кинокомедии "Дайте Жалобную Книгу". Иногда - ну, тоже примеров немало.
Ключ тут, как сказано, в том, чтобы представить зажимщика-консерватора идиотом в глазах Руководства. Помните директора завода товарища Телегина в "Карнавальной Ночи"?
Ясно, что по итогам кинофильма он отправит Огурцова на пенсию, а Леночка Крылова будет новой заведующей клубом. Хорошая продуманная стратегия, жуткая энергия, изобретательность в интригах и подначках, умелое использование личного обаяния и женской привлекательности.
Но вот какая мне пришла в голову мысель: Леночке помогать не надо, во всяком случае - в данном сюжете. Она справится.
А вот можно ли придумать стратегию для Огурцова, в которой ему удалось бы все эти Леночкины плюсы нейтрализовать?
Мне пока более ничего не пришло в голову, кроме как выйти Серафиму Ивановичу после того, как ему нанесли решающие удары - споили лектора, подкинули в карманы рулон мануфактуры, чтобы скомпрометировать перед начальством, заперли в лифте, провалили в люк, провезли над сценой в ящике - выйти ему на сцену и сказать гоголевскими "проникающими словами": "Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?"
Ведь которое десятилетие - и Любовь Орлова над ним измывалась, и под душ Шарко загоняли в фильме "Безумный день". Сам, можно сказать, что Жертва Культа Личности - так многоразово над ним сам Вождь с соратниками потешались.
Ну, Лену этими словами, конечно, не прошибешь. Эта девушка, закаленная харьковским рынком, на слезу не поддастся. Откована из чистой молибденовой стали. Я пару таких в жизни встречал, одна тоже из народа, другая - дочь члена Политбюро, но у обеих были и обаяние кипучей энергии - и полная, не ведающая исключений и жалости целеустремленность.
Но главный Ленин боевой помощник монтер Гриша Кольцов ... он, думается, мог бы и тормознуть, при всех своих конкретных планах насчет любви и дружбы. Все-таки, есть в нем некоторая слабина в смысле - "если враг не сдается, то ...". Какой-то остаточный гуманизьм.
Да и другие. Тот же пожилой бухгалтер, трогательно млеющий в адрес немолодой плановички, а потом декламирующий с подковыркой басню о тупом медведе на балу. Мне так представляется несколько сомнительным, что бы его не проводили на пенсию в ходе реорганизации клуба после окончания сеанса. Новая метла, знаете ...
Да и директор Телегин, не исключено, увидит некую аналогию. Под него, сами знаете, тоже успешно копает Главный Инженер Бахирев в в исполнении Михаила Ульянова.
Глядишь - старик еще бы годик поскрипел до принудительной пенсии.
Мне так кажется.


(Post a new comment)


[info]kassandra1984
2007-12-12 07:47 am UTC (link)
А заметили ли Вы, что "Карнавальная ночь" очень перекликается с "Волгой-Волгой"?

Но там Ильинский одет под Бухарина, а положительный высший начальник - в строгом костюмчике. Такой костюмчик наденет Ильинский в "Карнавальной ночи".

(Reply to this)(Thread)


[info]marco____polo
2007-12-12 04:43 pm UTC (link)
Сейчас завелись на Москве культурологи. Есть очень грамотные, приятно и полезно почитать. Вот я все жду - когда уж кто-нибудь проследит эволюцию дресс-кода советско-российского Начальства за сто лет. На многое откроются глаза, я думаю.

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]kassandra1984
2007-12-12 05:06 pm UTC (link)
Безусловно, это было бы интересно, но я, собственно, имела в виду, что сюжетный мотив обоих фильмов - смена власти, смена людей у власти. Открываются вакансии, прежних вытесняют и топчут, а из новых прямо-таки брызжет оптимизм. Ведь в конце тридцатых выдвиженцев было немало, так что оптимизм александровских фильмов - непритворный вполне.

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]marco____polo
2007-12-12 05:25 pm UTC (link)
Вы абсолютно правы!
Для меня тоже - отличие Оттепели в большем вегетарианстве - ну так режим же старел. А Перестройка и вовсе ... завалили несколько нацменов на демонстрации и обсуждали это потом из Съезда в Съезд. У Акелы же совсем зубы повыпадали. Естественный процесс.

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]kassandra1984
2007-12-12 06:09 pm UTC (link)
Естественный процесс.

Притом, еще не завершенный!

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]marco____polo
2007-12-12 06:21 pm UTC (link)
Yes, oh yes!

(Reply to this)(Parent)


[info]pro100_petrov
2007-12-12 10:18 pm UTC (link)
Почему обязательно под Бухарина? Довольно стандартно одет, как большинство тогдашних начальников.

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]kassandra1984
2007-12-13 05:55 am UTC (link)
Правильно, такой и была у них стандартная одёжа. Так вот, фильм отражает тот момент, когда меняется целый слой элиты, ну и мода тоже меняется. Проследите, во что одет положительный начальник в заключительной сцене - и все поймете.

(Reply to this)(Parent)


[info]panzer_papa
2007-12-12 11:04 am UTC (link)
А "Место встречи изменить нельзя"?

(Reply to this)(Thread)


[info]marco____polo
2007-12-12 05:21 pm UTC (link)
Но "Место" - это же не кинофильм. Все равно, как на конкурсе рассказов представить "Войну и Мир". Оно, конечно, победит - но жанр другой.
И потом, "Место Встречи Изменить Нельзя" и "Семнадцать мгновений весны" ... может быть, еще стоит добавить цикл телеклипов про Лёню Голубкова и его друзей, не отражают реальность, а создают ее, это магические посылы, указания будущим субьектам - как им себя вести в определенных ситуациях, каким должен быть ихний дизайн, имидж и прочий симулякр, чтобы добиться успеха. Я бы сравнил это дело с синкретическим искусством каменного века - охотничей пляской перед выходом на мамонта, в ходе которой участники-зрители которой запоминают что и как делать на охоте.
Вспомните эпизод с кошельком, подкинутым вору Кирпичу. Это же прямая инструкция правоохранительным органам на десятилетия вперед, которую они успешно реализуют по всему СНГ, я бы даже сказал, по всему бывшему СССР, чтобы не обижать наших прибалтийских друзей.
А "Штирлиц идет по коридору РСХА" - да Вы ж сами наберете примеров не меньше, чем я. Кстати, недавно у меня была маленькая дискуссия с одним френдом, в ходе которой я вдруг понял, что он полагает эту душераздирающую историю схваткой одинокого советского разведчика с классово и человечески чуждыми ему врагами-гитлеровцами. Хотя в сериале однозначно показана сложная игра двух коалиций берлинских силовиков (Штирлиц-Мюллер-Борман с вероятным привлечением Кальтенбруннера в дальнейшем против Шелленберга-Гиммлера-Вольфа) с интригами, разводками и подставами не хуже нынешних и кульминацией в момент прилета на аэродром Темпельхоф генерала Бульбова.
Да, Вольф сильно завязан на УСС, а Штирлиц на ГРУ - но Вы уверены, что у Черкесова или Сечина нет хороших завязок на Си-Ай-Эй или Бен Ладена? Но работают-то они не на далеких хозяев, а на себя. Берия же не был английским шпионом, так? А знакомства и связи ... кто от них отказывается? Пригодятся, как веревочка в дороге.

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]panzer_papa
2007-12-12 06:22 pm UTC (link)
Для меня не "не отражают, а создают", а "не только отражают, но и создают".
И кошелек Кирпича это сначала отражение реальности, а потом уже посыл на будущее.

Для меня "Место встречи" - это отображение того момента, что "вор должен сидеть в тюрьме" с вопросом - каким способом - "давай выйдем и спросим" - и, естественно с вопрросом о наказании и вине.

Да, и вот здесь вот: http://truehistory.borda.ru/?1-4-0-00000004-000-0-0-1197313080
кроме прочего еще и о "Месте встречи" есть замечательная вещь Зины Корзины (именно по сравнительно мелкому бытовому отображению в фильме).

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]marco____polo
2007-12-13 02:34 am UTC (link)
Но "Вор Должен Сидеть В Тюрьме" - во-первых, не истина на все времена и народы. Дама из моей лаборатории жила с мужем в старом, еще королевском Афганистане и увлеченно с подробностями рассказывала о своих впечатлениях от отрубания мечом левой кисти у вора на базарной площади. Действовало. В течение столетий и дольше. А во времена Ярослава Мудрого было точно известно, что "Вор Должен Платить Виру". Во-вторых, это неправда. Для того момента более характерно - "Вор должен перековываться на одной из великих строек Коммунизма". Что же - вор Кирпич после посадки будет сидеть в тюрьме? В Шлиссельбургской, для примера, крепости? Отправится в трудовой лагерь вместе с врагами народа, похитителями колхозного зерна, злостными нарушителями трудовой дисциплины. Ну, как блатной, может быть, устроится чуть получше. Так что Жеглов, кроме исполнения роли Эриннии-мстительницы за кирпичовы грехи, еще и способствует созданию материально-технической базы Коммунизма путем обеспечения рабсилы.
В-третьих, Вы правы - вопрос-то не совсем в этой чеканной формуле, врезавшейся с той поры в национальный менталитет и очень способствовавшей карьере и, в последние годы, повышению жизненного уровня многих конкретных людей, сообразивших, какое это ценное заклинание, Но на мой взгляд вопрос тут не в "каким способом", а - "кто".
И "Место встречи ..." и "Семнадцать мгновений" несут один и тот же очень сильный мессидж. И он сильно отличается от большевистско-иезуитского "Цель оправдывает средства". Ну, особенно ли хороши цели - посадить в лагерь инженера Груздева и, тем более, сорвать перемирие в Италии, затянуть войну еще на пару месяцев, принести на алтарь еще миллион трупов, при этом более чем наполовину - своих когдатошних соотечественников? Ведь идея снять войска из Италии и направить их на Восточный Фронт не всплывает ни у Ланового, ни у Шалевича, ни даже у хитроумного Кота Матроскина. А падение Итальянского фронта дало бы, без сомнения, триггерный эффект, как в 1918-м с Салоникским.
Мессидж этих двух сериалов покруче и звучит он так: "Хорошему Человеку - можно!" Штирлицу, Жеглову - можно, что бы там не лепетали прекраснодушные Шараповы и Шлаги.
Он. этот мессидж, и внедрился в сознание и дает ныне все возрастающие результаты.
Хотели ли такого результата Лиознова и Высоцкий с Говорухиным? Не знаю. Заказчики, думаю, хотели.

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]panzer_papa
2007-12-13 05:51 am UTC (link)
Ну в тюрьме-то - понятное дело имеется в виду наказание вообще.
Про "хорошему человеку можно" - скорее даже: хороший человек для дела ныряет в говно. Именно показывается что для дела, а не для себя.
Про в-третьих - про использование лозунгов-заклинаний - ну тут согласен полностью, и даже больше; вот у на на последних выборах во власть пришли те, кто позиционировал себя как антикоммунистов, лозунги же были у них именно шариковские - "отнять и поделить" и "грабь награбленное"

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]marco____polo
2007-12-13 02:55 pm UTC (link)
Уследить, однако, сложно - где для дела, а где для удовольствия. Вот, сказывали, с палачами и преовокаторами тоже так: сначала идут за блага либо - "надо кому-то, товарищ!". А потом втягиваются. Колоссальный материал в этом отношении дает история "Народной Воли". С обеих сторон.

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]panzer_papa
2007-12-13 03:09 pm UTC (link)
Согласен

(Reply to this)(Parent)

магические посылы...дизайн, имидж и прочий симулякр
[info]zapiens
2007-12-12 07:16 pm UTC (link)
Добавил бы сюда "Свой среди чужих..."

(Reply to this)(Parent)(Thread)

Re: магические посылы...дизайн, имидж и прочий симулякр
[info]marco____polo
2007-12-13 02:45 am UTC (link)
Я почти не помню. Тоже какой-то чекистский фильм вроде "Конца атамана" или "Присупить к ликвидации".
Не особенно отложилось, может быть, по внекиношным обстоятельствам - мозги заняты в ту пору были чем-нибудь другим. Могло же быть?

(Reply to this)(Parent)(Thread)

Re: магические посылы...дизайн, имидж и прочий симулякр
[info]_grif
2007-12-13 05:37 am UTC (link)
O, Марко, и вовсе даже нет! Это шедевр выдающегося режиссёра и многих прекраснейших актёров. Это один из самых сильных боевиков. Драйв там какой! И сама общая интонация фильма - ну уж очень она выбивалась из официально-нафталиновой истории "эпохи гражданской войны". Пересмотрите - не пожалеете.

(Reply to this)(Parent)

Улисс
(Anonymous)
2007-12-13 03:35 pm UTC (link)
Имхо, "Белое солнце пустыни", фильм бесспорно великий (величайший в жанре "истерн"), тоже нисколько не отражал реальность, а создавал ее... Не думаю, что реальные красноармейцы, басмачи и гаремные жены (наложницы?) были похожи на героев фильма. Да и таможенник Верещагин, который "мзды не берет - ему за державу [NB: несуществующую на тот момент] обидно" и готовый биться в одиночку с целой бандой для предотвращения контрабанды в особо крупных размерах - былинный герой, конечно, но не более того... И белогвардейский поручик на службе у Черного Абдуллы вызывает кривую усмешку.

(Reply to this)(Thread)

Re: Улисс
[info]marco____polo
2007-12-13 03:56 pm UTC (link)
Отчасти - да!
Но не реальность Средней Азии - а реальность российского взгляда на Среднюю Азию.
Но для меня, скажем, нынешняя ситуация к югу от Астаны - это выбор между двумя киношными, но вполне реальными фигурами - Черным Абдуллой и Товарищем Сааховым. Местные, в общем, готовы это признать.
А насчет беляка - это Вы зря, по-моему. Были и русские офицеры у басмачей, большей частью, конечно, из татар, но и вполне славяне. Было и соглашение о совместных действиях между русскими крестьянскими антисоветскими отрядами Монстрова и мусульманскими басмачами Мадамин-бека в Фергане.
Я отсканировал и хотел бы сделать OCR, как будет время, два тома очень интересных записок об этих делах одного из руководителей басмаческого движения - Заки Валидова.

(Reply to this)(Parent)

Улисс
(Anonymous)
2007-12-14 03:08 pm UTC (link)
Ну, крестьян я всяко не имел в виду, и нет их в фильме, а насчет бывших царских офицеров - уточню свое понимание. Не спорю: в те времена какого-нибудь "г-на поручика" могло причудливыми обстоятельствами занести и к басмачам, но: не стал бы он там щеголять в царской форме при погонах, как показано в фильме! Просто для психологического комфорта и безопасности - переоделся бы во что-то неопределенно-нейтральное. Басмачи себя верными поддаными "Белого Царя" уж точно не числили. Тут просто виден стандартный советский пропагандистский подход: объединять всех противников Соввласти в одно целое...
Во что я мог бы в принципе поверить: небольшое, но сохранившее цельность и организованность подразделение белых, отбившееся от своих (вариант: осколок разбитой армии), вступает во временный тактический союз с Абдуллой в видах совместной эвакуации в Персию. Но это к фильму никакого отношения не имеет.

(Reply to this)

Не-вполне-офтоп
[info]afranius
2007-12-20 09:12 pm UTC (link)
Марко, очень мило -- про шумерский коммунизм:
http://aba.city.tomsk.net/history/3ur.html
Тама вообще дофига таких забавных исторических миниатюр. Мне пондравилось -- дал у себя ссылку...

(Reply to this)(Thread)

Re: Не-вполне-офтоп
[info]marco____polo
2007-12-21 12:06 pm UTC (link)
Спасибо.
Посмотрел. В принципе, если отставить в сторону действительно забавную стебную манеру изложения, так можно вспомнить, что в перестроечные годы много писали о т.н. "гидравлических цивилизациях", которые достаточно близки по дизайну к советскому социализму периода расцвета - Шумер и его наследники в Междуречье, Египет, Китай. Ну, а как их, сукиных детей, заставишь строить нужную плотину?
Есть в цепи этих историй одна, в подробностях я ее не помню, но постараюсь припомнить, чтобы доложить общественности и лично тебе. Это сюжет о том, как династия потомков Птолемея-диадоха попыталась оптимизировать и спрогрессировать одну из таких сонных полукоммунистических цивилизаций, внедрить бригадный подряд, принцип материальной заинтересованности и хозрасчет по третьей модели в сельское хозяйство долины Нила. И чем это кончилось.
Я нынче у сына в Лондоне. Завтра на неделю летим всей командой "мит киндер унд бебехен" в Южную Португалию, поблизости от школы инфанта Энрике. Потом вернемся, я отправлю жену в Штаты, а сам останусь в Лондоне в амплуа большой черной собаки-водолаза по имени Нэна до середины апреля.

(Reply to this)(Parent)

Об СССР и американской нефтянке
[info]panzer_papa
2008-01-07 06:36 pm UTC (link)
Нашел интересное:
--------
У Амторга была своя "экологическая ниша" в сфере тайных операций – экономический шпионаж, им он и занимался.
Руководил этой деятельностью сотрудник ИНО НКВД Гайк Бадалович Овакимян, находившийся в США с 1934 г. в роли аспиранта Нью-Йоркского химического института и сотрудника Амторга. Г.Б. Овакимян представлял собой живую иллюстрацию к преимуществам советского строя. "Инородец" из крестьянской семьи закончил МВТУ и защитил докторскую диссертацию в области химии. Свободно владел английским, немецким и итальянскими языками. В Соединённых Штатах Овакимян развернул бурную деятельность, благодаря которой в Советский Союз попали документы о технологии переработки сернистой нефти, производства смазочных масел и авиабензина, синтетического каучука, полиэтилена, о некоторых видах боевых отравляющих веществ, красителях в оборонной промышленности, о новейшем химическом оборудовании, о достижениях радиотехники и о многом другом. Только в 1939-1940 годах, например, было получено более 450 важных информационных документов на 30 тыс. с лишним страницах, 955 чертежей и 163 образца различных технических новинок. Наиболее важными среди них были сведения о технологии производства синтетического бензина, чертежи стана для нарезки стволов орудий и чертежи новейшего эсминца. В 1940 г. в СССР были доставлены полные чертежи авиамоторов Аллисон V-1710 и Райт R-2600, пропеллеров "Кертисс электрик".
С 1939 г. по ряду обстоятельств, выходящих за пределы темы данной работы, Овакимян сосредоточил в своих руках руководство, как экономическим, так и военно-политическим шпионажем в США. В начале 1941 года советский резидент был задержан американской контрразведкой, затем был выпущен до суда под залог 50000 $, а с началом Великой Отечественной войны по личному распоряжению президента Рузвельта Овакимян был освобождён и немедленно выехал на Родину.
--------
http://mohanes.livejournal.com/27389.html

(Reply to this)

оффтоп
[info]art_aka_primus
2008-01-10 02:33 am UTC (link)
http://neklyueva.livejournal.com/729295.html

(Reply to this)

"Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?" (с)
[info]nikolaich_oleg
2008-04-25 02:05 am UTC (link)
Привет, Учитель!

Этот вариант не прокатит!

Самое удачное решение: выйти в конце праздника перед народом (в т.ч. и Высоким Руководством)и, похваставшись своим самым активным участием в веселении публики, приписать все заслуги Гриши Кольцова себе...
А Леночку Крылову после окончания праздников уволить, чтобы не разлагала коллектив.

С уважением,
Нико Лаич.

(Reply to this)


[info]nikolaich_oleg
2008-05-07 07:41 pm UTC (link)
Привет, Учитель!

Не посмотрите на досуге http://nikolaich-oleg.livejournal.com/8464.html ?
Заранее благодарен.

С искренним уважением,
Нико Лаич.

(Reply to this)


[info]chele_sta
2008-05-13 11:37 am UTC (link)
Поздравляю Вас с Днём Рождения! Здоровья и счастья Вам и Вашей семье! Возвращайтесь, пожалуйста, Вас не хватает!

(Reply to this)


[info]panzer_papa
2008-05-13 04:42 pm UTC (link)
С днем рождения!
Выпьем за здоровье, а остальное украдем!

(Reply to this)(Thread)


[info]marco____polo
2008-05-14 10:25 pm UTC (link)
Спасибо, ребята. Скоро возвернусь.

(Reply to this)(Parent)


Create an Account
Forgot your login?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…